SOCILO.RU

Социология - наука об обществе!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная страница

Социология молодежи

Социология сейчас является одной из важнейших составляющих социологического знания. Процесс перехода от тоталитарного к открытому, демократическому обществу предполагает активное участие в нем прежде всего молодого поколения, ведь именно его представителям предстоит строить качественно новое общество и жить в нем. Насколько современная молодежь способна выполнить эту благородную миссию построения нового, в какой степени она подготовлена ​​(профессионально и морально) к участию в процессах, разворачивающихся сейчас в Украине, что необходимо сделать в области государственной молодежной политики, чтобы обеспечить надлежащие условия для реализации высоких потенциальных возможностей подрастающего поколения, для гармонизации отношений между обществом и молодежью, - все эти вопросы в современных условиях возникают с особой силой и остротой. Выяснением их, а также разработкой основ государственной молодежной политики и призвана заниматься социология молодежи.

 

Сейчас все крепче становится убеждение, что необходимо коренным образом переосмыслить традиционные подходы к молодежи и ее проблем, сложившихся в период господства командно-административной системы в СССР и которые нашли отражение в советской социологии. Сегодня настала необходимость в выработке новой концептуальной схемы социологии молодежи, в которой молодежь будет выступать не как пассивный объект, а как активный действенный субъект общественных преобразований, происходящих на всем постсоветском пространстве.

Социология относится к числу специальных социологических теорий, исследуют закономерности развития отдельных социальных общностей, из которых образуется общество. Социология в СССР начала развиваться еще в 20-х годах, но интерес к этим исследованиям быстро угасает, поскольку молодежь, согласно марксистской наукой, не входила в число основных элементов социальной структуры советского общества, на которых преимущественно сосредоточивалась внимание ученых. Уже в те времена молодежь рассматривалась прежде всего как источник пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции. Новый этап в социологических исследованиях проблем молодежи начался во времена Хрущовской «оттепели» - в 60-х годах, но и тогда социологов интересовали прежде всего проблемы подготовки рабочей силы для социалистического народного хозяйства, повышения производительности труда среди молодежи, ее воспитания в духе коммунистических идеалов.

Т.е. исследователей интересовала не молодежь сама по себе, его интересы, потребности и стремления, а возможность использования молодого поколения для решения прагматических задач социалистического строительства.

В наследство от прошлого социология молодежи получила парадоксальную ситуацию: наличие огромного количества публика. этой о молодом поколении, с одной стороны, и отсутствие достоверного научного знания об этой специфической социальное сообщество, о закономерности и тенденции современного развития и воспроизводства этой группы общества, - с другой. Это дало основания некоторым исследователям утверждать, что социология молодежи в Украинской ССР как специальная научная дисциплина практически отсутствовала.

В прошлом сложились определенные диспропорции и в тематике научных исследований молодежи: наибольшая доля принадлежала трудам о ее коммунистическое воспитание. Сам же процесс воспитания традиционно рассматривался как однонаправленный - на юношество и молодежь вообще; односторонне ориентированный - сверху вниз, без учета механизма обратного влияния и взаимодействия; однообразный - за консервативностью форм, методов и мероприятий; имеющий одну цель - подготовку надлежащего изменения строителей коммунизма.

Упрощенно трактовался и процесс социализации молодежи - преимущественно как одностороннее усвоение опыта, идей, ориентаций старшего поколения и общества в целом; молодежь здесь выступала пассивным продуктом социализации, а не активной творческой силой социального обновления. В концепциях западных ученых Ж. Пиаже и Р. Мертона социализация и даже социальная адаптация понимаются, наоборот, как двусторонние процессы и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Но такие взгляды сознательно или бессознательные попирались в советские времена; считалось, что молодежь способна только на воспроизводство существующих общественных отношений, а не на творчество и новаторство. Поэтому неудивительно, что социологи тех времен, а иногда и современные, выступали преимущественно в роли фиксаторов различного рода молодежных проблем и процессов, объяснимых односторонне; прогностическая же функция их исследований была развита крайне недостаточно.

Сейчас задача состоит в выработке собственных теоретических основ социологии молодежи, необходимости определения центрального понятия и производных категорий, выяснении основных базовых положений и принципов эмпирических исследований. Идет. о переосмыслении роли молодежи в историческом процессе вообще и процессах национального возрождения и государственного строительства в Украине, преодоление потребительского отношения к ней со стороны общества и его социальных институтов, а также о возможности и необходимости разработки новых подходов к анализу молодежи и ее проблемам. Они должны предусматривать отказ от отживших стереотипов и идеологических штампов прошлого, исследование влияния новых социальных реалий на духовный мир и поведение юношей и девушек.

Социология выступает также важной составляющей государственной молодежной политики. Вместе молодежная политика того или иного государства сама должна быть компонентом общей целостной концепции развития этого общества. Специфика современных процессов государственного строительства в Украине такова, что эта целостная концепция только производится. Зато сегодня основные законодательные акты и документы государственной молодежной политики в Украине уже приняты, и это создает определенные трудности в реализации молодежной политики в условиях, когда приоритеты государства еще не определены или, как сейчас, главное место среди них занимает развитие экономики.


Поэтому существует прямая и непосредственная связь между состоянием общества и его отношением к молодежи. Пренебрежение этим принципом, горький опыт должны послужить предостережением для современных политических деятелей и чиновников. Молодежь - это будущее страны, и чтобы должным образом обеспечить это будущее, государство должно выработать реалистичную, сбалансированную, взвешенную политику в отношении молодого поколения.

По наполнению молодежной политики - то она, по определению И. Ильинского, во-первых, системой идей, теоретических положений о месте и роли молодого поколения в обществе, во-вторых, практической деятельностью государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих положений, идей и принципов в целях формирования и развития молодежи. Другими словами, государственная молодежная политика как система определенных мероприятий по содействию социальному становлению и развитию молодежи, должна базироваться на глубоком, объективном анализе реального положения молодежи, осуществляемом различными науками. Социология молодежи в системе этих наук занимает ведущее место. Он обусловлен прежде всего тем, что именно социология молодежи исследует процессы социализации молодого поколения, его вхождение во взрослую жизнь в условиях, молниеносно меняются, то есть имеет приоритетное значение в общественной, практически-политическом плане, давая исходные данные для социальной политики государства, которая обеспечивает решение проблем молодежи с обязательным учетом его интересов, потребностей и способностей.

 

Ранее считалось, что молодежь выступает преимущественно объектом государственной молодежной политики, объектом социального воздействия. К сожалению, и сейчас мало что изменилось; разница лишь в том, что предполагается воздействовать на саму молодежь, а на условия ее социализации в разных сферах ее жизнедеятельности, поддерживать ее гарантиями, привилегиями и пожертвованиями. С этим трудно согласиться, поскольку, во-первых, эти гарантии, привилегии и льготы государством лишь провозглашаются на уровне государственного закона, но не существует произведенного механизма реализации этих намерений и положений, воплощение их в жизнь. Во-вторых; то основное, что объединяет молодежь в определенную социально-демографическую сообщество и выделяет ее среди других общностей, - это ее специфические интересы. Поэтому реализация молодежной политики должна предусматривать поиск оптимальных путей преодоления противоречий между интересами государства и подрастающего поколения. Игнорирование интересов молодежи или манипуляция его сознанием приводили к низкой эффективности молодежной политики, которая часто не достигала своей цели и превращалась в фарс.

 


 

Авторизация

Счетчик